4К гейминг – это будущее игровой индустрии, новая грань восприятия компьютерных игр в максимальном качестве. И в 2020 году этот особый вид гейминга уже доступен для широкой аудитории.
Как это работает?
Любой современный экран – это лишь кучка плотно поставленных пикселей, маленьких точек, которые могут отображать цвета. Чем их больше, тем плотнее они размещены и выдают более четкую картинку. Только развитие технологии позволило «спрессовать» их до настолько маленьких размеров, что теперь в одно и то же рабочее поле монитора можно поставить в 4 раза больше этих пикселей.
Большинство компьютерных мониторов сегодня имеют стандартное разрешение FullHD, то есть 1920 на 1080 пикселей или точек. 4К разрешение – это UltraHD или 3840 на 2160 точек. Это в два раза больше по вертикали и по горизонтали, соответственно в 4 раза больше пикселей в целом.
Люди умеют делать такие мониторы уже давно, еще 10 лет назад можно было встретить 4К телевизоры и мониторы, так почему же только сейчас нам предлагают 4К гейминг?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как работает воспроизведение трехмерной графики на компьютере. Когда вы заходите в любую 3D игру, то оказываетесь в заранее созданной модели локации или мира. Она состоит из полигонов и текстур. Если по-простому, то полигоны – это каркас, из которого состоит каждый объект. Чтобы обработать объект из восьми полигонов вам потребуется вся вычислительная мощность среднего компьютера сорокалетней давности, а теперь представьте, что на вашем мониторе миллион полигонов, которые должны моментально обрабатываться вашим компьютером, реагируя на действия в игре.
Полигоны – лишь каркас, на нах натягивается текстура, добавляются эффекты, освещение и анимации, так получается готовая картинка, которую вы видите перед собой. Процесс обработки всего этого требует огромной вычислительной мощности. С развитием технологий стали более доступны экраны с большим разрешением, и разработчики игр вынуждены делать графику более сложной и детализированной, для ее отображения требуется производительное железо.
И только с выходом новой серии видеокарт NVIDIA GeForce RTX 30xx стал доступен 4К гейминг. Чтобы вывести на экран с большим разрешением красивую графику нужна действительно конская производительность. И пусть RTX 2080 Ti позиционировалась, как видеокарта для 4К гейминга, но она не справлялась со своими задачами одинаково хорошо во всех играх. И для стабильности кадров приходилось снижать разрешение или же докупать еще одну RTX 2080 Ti, а стоят они не дешево. К тому же в такой комбинации вы не получите в два раза больше производительности, она вырастет лишь на 30-50%, что совсем не оправдывает вложения.
RTX 3090 позиционируется как карта для 8К гейминга, но по традиции не будем верить мечтателям из NVIDIA и спустимся на землю, RTX 3090 – это отличное решение для 4K.
Почему 4К?
Это разрешение для суперменов, максимальное качество графики. Даже если вы уже имеете топовое железо и играете на FullHD или 2К, то не получаете и половины того уровня качества, какое можете получить в разрешении UHD 4К. Вы сможете увидеть в несколько раз больше деталей, например, разглядите родинку в декольте вашей эльфийки лучницы 85го уровня или сосчитаете волоски на подбородке брутального коммандос в новом шутере.
Простой пример
В типографии за основу принят факт, что человеческий глаз различает 300 пикселей на дюйм или PPI (Pixels Per Inch). Давайте посмотрим сколько PPI у разных мониторов:
- 19” 1920х1080 (FHD)– 116 PPI
- 23” 1920х1080 (FHD) – 96 PPI
- 27” 1920х1080 (FHD) – 82 PPI
- 32” 1920х1080 (FHD) – 69 PPI
- 27” 2560x1440 (WQHD, 2K) – 109 PPI
- 32” 2560x1440 (WQHD, 2K) – 92 PPI
- 27” 3840x2160 (UHD, 4K) – 163 PPI
- 32” 3840x2160 (UHD, 4K) – 138 PPI
- 35” 3840x2160 (UHD, 4K) – 126 PPI
Как видите, показатели 4К мониторов просто зашкаливает по сравнению с более старыми. Детализация в 2 раза лучше позволит вам находиться от монитора на расстоянии около метра и все равно видеть, как в траве возле ног персонажа ползает божья коровка.
Посмотрите прямо сейчас на пиксели вашего монитора. Если это FullHD, вы без увеличительных приборов сможете рассмотреть каждый кристаллик. Для чтения текста большей детализации и не нужно, на самом деле хватило бы даже HD разрешения, но когда вы попадаете в мир, который создали, чтобы вы погружались в него с головой, тут нужна детализация.
Это сложно объяснить логически и невозможно показать преимущества 4К монитора, если у вас его нет. При максимальном уровне детализации ваши глаза начинают обманываться и думать, что картинка на мониторе реальна, все из-за тех мельчайших деталей, которые есть у объектов в жизни.
Что нужно для 4К гейминга
Для начала – монитор, любой, с поддержкой 4К разрешения. И, конечно, мощный компьютер с топовой видеокартой, чтобы игровой процесс не превращался в диафильм при очередном броске гранаты или касте заклинания. Основным компонентом тут всегда выступает видеокарта – она работает с графикой, и от ее мощности чаще всего зависит то, какие вы настройки графики можете выставить, какое разрешение поставить.
Недавно NVIDIA представила серию своих карточек RTX 30хх каждая из них работает с 4К разрешением в играх. Посмотрите тесты в популярных играх на 4К с максимальными настройками графики.
Кадров в секунду | RTX 3070 | RTX 3080 | RTX 3090 |
---|---|---|---|
Assassin's Creed Odyssey | 49 | 72 | 85 |
Project CARS 2 | 87 | 140+ | 140+ |
Crysis Remastered | 32 | 45 | 57 |
Red Dead Redemption 2 | 48 | 67 | 81 |
Death Stranding | 89 | 140+ | 140+ |
Forza Horizon 4 | 83 | 135 | 140+ |
Horizon Zero Dawn | 45 | 75 | 91 |
Microsoft Flight Simulator | 30 | 52 | 59 |
Metro Exodus | 59 | 67 | 80 |
Control | 36 | 63 | 80 |
Battlefield V | 43 | 60 | 82 |
Detroit Become Human | 54 | 75 | 92 |
Как понятно из тестов, наилучшим выбором будет RTX 3090, как и говорилось выше, но если вы готовы идти на небольшие компромиссы в самых нагруженных играх, то можно обойтись и RTX 3080. Для самых нетребовательных игроков, которые готовы переключать разрешение на 2К, используя 4К монитор, можно использовать смело RTX 3070, она с большим запасом тянет это разрешение, но во многих красивых проектах 60 кадров вы не получите.
Технология DLSS 2.0, или Когда уже будет плавно и красиво?
Не все игры оптимизированы под 4К и не все есть смысл запускать на таком разрешении. То есть, конечно, вы можете и первый DOOM 1993 года запустить в 4К разрешении после небольших танцев с бубном, но улучшения картинки не получите. Просто текстуры нарисованы под старый добрый 800х600. Другое дело игры, в которых разработчики реально добавили хорошие текстурки, которые будут значительно лучше выглядеть на 2160p, чем на обычном 1080p. Вот список игр, которые поддерживают 4К, тут не все, но многие из современных, они выходят каждый день.
Assassin's Creed Odyssey | Red Dead Redemption 2 | Shadow of the Tomb Raider | Mortal Kombat X |
Horizon Zero Dawn | FIFA 21 | Star Wars: Battlefront | Mass Effect: Andromeda |
Tomb Raider | Metro Exodus | Battlefield 1 | Dying Light |
The Witcher 3 | Assassin's Creed Origins | Monster Hunter: World | Shadow Warrior 2 |
DLSS 2.0 все чаще интегрируют в свои игры самые разные студии. Эта технология позволяет увеличить в несколько раз качество картинки, сохраняя при этом высокий FPS.
Суть работы: когда вы видите что-то на экране, значит, ваша видеокарта отрендерила это изображение. Отрендерила – значит, построила из файла трехмерный объект, натянула на него текстурки, добавила в заданных местах эффекты и просчитала освещение, а затем как бы сняла на видео и отправила на монитор.
Чем больше разрешение видео, тем больше деталей нужно выстроить в трехмерной сцене. Значит, для 4К вам нужна мощная карточка. Если в игре включен DLSS 2.0, то это означает, что видеокарта основным вычислительным ядром строит сцену для 1080p, «снимает» ее, но отправляет не на монитор, а в тензорные ядра, где нейросеть «дорисовывает» картинке детали. Таким образом, вы получаете неотличимую от «честного» 4К картинку, но ресурсов нужно намного меньше.