Мы запускаем крупнейший розыгрыш в истории HYPERPC с призовым фондом более 1 000 000 рублей!
УчаствоватьПринято считать, что качественные мониторы нужны для художников и графических дизайнеров, а геймеры могут обойтись самыми простыми и дешевыми дисплеями. В реальности это не так. Восприятие игр очень сильно зависит от того, как именно дисплей передает изображение. Более того, эффективность игрока в соревновательных матчах напрямую зависит от характеристик экрана. Поэтому к выбору монитора нужно подходить с той же тщательностью, с какой брать геймерский ПК.
Сегодня мы расскажем, какой монитор выбрать для игрового компьютера и на что обращать внимание при покупке
Диагональ и разрешение
Картинка на современных мониторах строится при помощи пикселей – маленьких квадратиков, которые могут гореть тремя цветами: красным, зеленым и синим.
Количество пикселей определяет разрешение. Для простоты этот параметр записывается в виде умножения двух чисел или в виде короткой фразы:
- Full HD – 1920x1080;
- Quad HD или 2K – 2560x1440;
- Ultra HD или 4К – 3840x2160.
Чем выше разрешение, тем больше пикселей нужно отрисовать видеокарте. Это прямо влияет на ее производительность. Например, в Cyberpunk 2077 видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4060 показывает на ультра-настройках графики без включения DLSS:
- 60 FPS в Full HD;
- 30 FPS в Quad HD;
- 15 FPS в Ultra HD.
Поэтому перед выбором разрешения для монитора сначала проверьте, а хватит ли мощности вашему графическому ускорителю. Для этого зайдите на YouTube, введите название вашей видеокарты, а также игры и нужного разрешения. Посмотрите тесты FPS от пользователей и решите, устраивает ли вас эта производительность. Возможно, стоит выбрать монитор с меньшим разрешением или обновить графический ускоритель.
Плотность пикселей
Многие думают, что чем выше разрешение экрана, тем четче и детализированнее картинка. На самом деле это не совсем так. Четкость и детализация зависят не только от разрешения, но и диагонали экрана.
Предположим, у нас есть два монитора с разрешением Full HD. У первого диагональ 24 дюйма, а у второго 32. Если мы поставим оба дисплея рядом, то увидим, что у модели с диагональю 24 дюйма картинка четче и детализированнее. Почему так происходит?
Все дело в плотности пикселей. У модели с диагональю 32 дюйма пиксели очень большие. Их количество на квадратный дюйм намного меньше, чем у модели с меньшей диагональю.
Поэтому правильнее говорить, что за четкость картинки отвечает плотность пикселей – параметр, который как раз зависит от разрешения и диагонали монитора. Он измеряется в количестве пикселей на квадратный дюйм (ppi).
Какая плотность пикселей должна быть у игрового монитора
Не ниже 80 ppi. У мониторов с меньшей плотностью картинка будет нечеткая. В играх появится «мыло» – эффект, когда изображение словно размазывается и разглядеть мелкие детали становится невозможно. К тому же вы будете видеть «лесенки» в интерфейсах любых программ и приложений.
Производители не всегда указывают плотность пикселей, но это не страшно. Просто следуйте нашим рекомендациям. Чтобы получить четкую и детализированную картинку на Full HD мониторе, его диагональ не должна превышать 28 дюймов. Для Quad HD это значение в 32 дюйма, а для Ultra HD 43 дюйма.
Соотношение сторон
Соотношение сторон также называют форматом экрана. Эта характеристика говорит о соотношении между высотой и шириной дисплея. Она обозначается в виде деления двух чисел, например, 4:3, 16:9, 21:9 и так далее.
Сегодня самые популярные мониторы для игр имеют соотношение сторон 16:9. Именно такие дисплеи мы и рекомендуем к покупке. Мониторы с другими соотношениями часто не поддерживаются играми, особенно старыми. Картинка будет растягиваться в ширину, что выглядит некрасиво, или появятся черные полосы по краям дисплея. Эти же полосы вы увидите во время просмотра фильмов и видео на YouTube, так как все современные контент-мейкеры снимают в формате 16:9.
Мониторы с соотношением сторон 21:9 рекомендуется покупать не геймерам, а профессионалам, которые работают в программах с большим количеством инструментов. У таких приложений очень загруженные интерфейсы, и экранов 16:9 зачастую не хватает, чтобы удобно отобразить все нужные функции.
К тому же профессионалы часто делят мониторы с соотношением сторон 21:9 на две части. Слева они запускают одну программу, а справа другую. Это значительно упрощает и ускоряет работу. Очевидно, что геймерам подобная функция не нужна.
Также мониторы с соотношением сторон 21:9 имеют выше разрешение, а значит, вашей видеокарте придется отображать больше пикселей, что снизит частоту кадров в играх. Учитывая, насколько высокие системные требования у современных игр, лучше не терять производительность из-за формата экрана.
Частота обновления
Картинка на современных мониторах строится при помощи кадров, которые очень быстро, прямо как на кинопленке, сменяют друг друга. Чем быстрее они это делают, тем плавнее изображение.
За скорость смены кадров отвечает частота обновления – характеристика, которая измеряется в герцах (Гц).
Большинство современных мониторов имеют частоту обновления 60 или 75 Гц. Этой скорости хватает, чтобы получить плавную картинку в играх, однако мы рекомендуем выбирать дисплеи с частотой обновления от 120 Гц. При такой скорости картинка будет еще плавнее, что даст значительное преимущество в динамичных играх, таких как Call of Duty: Warzone или DOOM Eternal. Вам будет намного легче наводить прицел на противников и контролировать отдачу во время стрельбы.
К тому же дисплеи с частотой обновления от 120 Гц ненамного дороже мониторов с меньшей герцовкой. Получить преимущество в играх, доплатив пару тысяч рублей, однозначно стоит.
Частота обновления и производительность ПК
Не забывайте, что мощности вашего компьютера должно хватать, чтобы отрисовать столько FPS, сколько герц может отобразить монитор. Например, если купить дисплей с частотой обновления 144 Гц, а мощности вашего ПК хватит только для отрисовки 60 FPS, то и на экране вы увидите всего 60 кадров, а не 144.
Другими словами, чтобы получить плавную картинку в игре, недостаточно купить монитор с высокой герцовкой. Мощности вашего ПК должно хватать, чтобы обеспечить в игре тот же FPS, что и частота обновления дисплея.
Однако это не значит, что перед покупкой монитора с высокой герцовкой нужно сначала бежать в магазин и брать самый мощный ПК. Одиночные проекты, такие, как и Starfield, Hogwarts Legacy и Red Dead Redemption 2, не отличаются высоким темпом геймплея. Им не нужна максимальная плавность, а потому и в 60 FPS они играются отлично. Высокая частота кадров нужна в соревновательных играх с высоким темпом геймплея. У них относительно невысокие системные требования.
Например, даже среднебюджетная связка из процессора Intel Core i5-12400(F), видеокарты NVIDIA GeForce RTX 4060 и 16 Гб ОЗУ стандарта DDR4 легко отрисует 120 и более FPS в Call of Duty: Warzone на максимальных настройках графики при Full HD разрешении. В менее требовательных онлайн-играх, таких, как Apex Legends и Counter-Strike 2, частота кадров будет еще выше. Так что покупать лучший суперкомпьютер для гейминга на мониторе с высокой частотой обновления не нужно.
Тип матрицы
Матрица – это главный элемент монитора, который состоит из пикселей и подсветки. Именно от нее зависит:
- контрастность;
- цветопередача;
- пиковая яркость;
- скорость отклика.
Сегодня популярны 3 типа матрицы:
- VA;
- IPS;
- OLED.
Мониторы с VA матрицами самые недорогие, но при этом они обладают отличными характеристиками, лишь немного уступая IPS. Только в одном VA мониторы лучше IPS – в контрастности. Черные оттенки на VA дисплеях выглядят лучше, чем на IPS. Так что если ваш бюджет ограничен, можете смело рассматривать их к покупке.
Мониторы с IPS матрицами обладают лучшими характеристиками, поэтому мы рекомендуем к покупке именно их. Они стоят ненамного дороже VA дисплеев, так что доплатить пару тысяч рублей, чтобы получить лучшую картинку, однозначно стоит.
Мониторы с OLED матрицами стоят очень дорого, но они обладают лучшей контрастностью и пиковой яркостью. Это достигается за счет их уникальной конструкции: каждый пиксель на OLED дисплее является полноценным светодиодом, который полностью выключается, когда нужно отобразить черный цвет. Несмотря на очевидные преимущества, у этой конструкции есть 3 серьезных недостатка:
- ШИМ;
- выгорание;
- недолговечность.
ШИМ – это мерцание, которое появляется при понижении уровня яркости. Многие геймеры к нему очень чувствительны. У них начинают болеть глаза, когда они долго сидят за OLED монитором. Избавиться от ШИМа можно только одним способом – выкрутить яркость на максимум, но тогда появляется другая проблема. У OLED дисплеев очень высокая пиковая яркость, и она может слепить геймера, из-за чего снова начнут болеть глаза.
Выгорание – это образование контуров объектов, которые не исчезают со временем. Чтобы лучше разобраться в вопросе, приведем пример. Предположим, что мы открыли на OLED мониторе картинку с белым фоном и красным квадратом по центру. Если мы оставим так дисплей на пару месяцев, то, вернувшись, увидим, что силуэты квадрата будут гореть на любой другой картинке и даже на рабочем столе Windows.
Это и называется выгорание. Чтобы его избежать, картинка на OLED мониторе должна постоянно меняться, но проблема в том, что это не всегда возможно. Например, у операционной системы Windows внизу находится панель задач, которая статичная и не двигается. Убрать ее можно, но тогда пользоваться ПК будет неудобно
OLED мониторы служат примерно 3-5 лет, а VA и IPS дисплеи 7-10 лет. То есть долговечность OLED экранов в 2 раза меньше, чем у VA и IPS.
Глубина цвета
Мы уже говорили, что картинка на современных мониторах строится при помощи пикселей, которые горят разными оттенками красных, зеленых и синих цветов. Количество оттенков определяет глубина цвета, которая измеряется в битах.
Современные мониторы бывают с глубиной цвета:
- 6 бит. Могут отображать 262 144 цветов;
- 8 бит. Могут отображать 16 777 216 цветов;
- 10 бит. Могут отображать 1 073 741 824 цветов.
Кажется, что даже бюджетные мониторы с глубиной цвета в 6 бит очень крутые, ведь они могут отобразить 262 144 оттенков цветов, но в реальности это очень мало. На таком дисплее видны резкие цветовые переходы, и картинка кажется слишком темной и контрастной. Так что мониторы с глубиной цвета 6 бит совсем не подходят для игр.
Мы рекомендуем к покупке дисплеи с глубиной цвета 8 бит. Именно на таких мониторах разрабатываются игры. Более того, именно в 8 бит снимают все современные фильмы, сериалы и видео на YouTube.
Мониторы с глубиной цвета 10 бит стоят очень дорого и нужны в основном профессиональным художникам и графическим дизайнерам.
Цветовой охват
Цветовой охват влияет на цветопередачу дисплея. Чем он выше, тем более правильные и насыщенные цвета вы увидите на мониторе.
Цветовой охват измеряется в процентах sRGB, NTSC, Adobe RGB и DCI-P3. Самая распространенная система измерения – это sRGB. Имейте в виду, что значения из одной системы в другую легко переводятся. Например, если в параметрах указано 72% NTSC, то при переводе этого значения в стандарт sRGB мы получим 100% sRGB
Цветовой охват для игрового монитора должен составлять 100% sRGB или значение, близкое к этому. Если выбрать дисплей с меньшим охватом, например, 75% sRGB, то цвета будут выглядеть блекло и не насыщенно. Это сильно ухудшит визуальное восприятие игр.
Пиковая яркость
Пиковая или максимальная яркость монитора влияет на то, как хорошо на дисплее будет выглядеть картинка при включенном свете. Если пиковая яркость маленькая, то поиграть комфортно получится только в темное время суток.
Максимальная яркость измеряется в нитах и канделах на квадратный метр (кд/м2). Обе системы измерения равны друг другу. То есть один нит равен одному канделу.
Мы рекомендуем выбирать мониторы для игровых компьютеров с пиковой яркостью от 300 кд/м2. С меньшей яркостью вам будет сложно разглядеть изображение при хорошем освещении в комнате.
Поддержка HDR
Объяснить простыми словами, что такое HDR, невозможно. Поэтому мы просто расскажем, что происходит с изображением при включении этой технологии:
- цвета становятся насыщеннее и реалистичнее;
- пропадают пересветы, из-за чего яркие места на мониторе выглядят детально, а не как большие белые пятна.
Функция HDR работает не сама по себе, а только с тем контентом, который ее поддерживает. То есть, чтобы наслаждаться этой технологией, игра или видео должны уметь работать с HDR.
Зарубежные онлайн-кинотеатры, такие как Netflix и Apple TV, позволяют смотреть фильмы в HDR. Однако на российских площадках видео с HDR нет. Это же касается и игр. Бюджетные и инди-проекты обычно не поддерживают HDR, а вот крупнобюджетные блокбастеры от богатых издателей эту технологию поддерживают.
Требования к дисплею
Чтобы функция HDR работала корректно, монитор должен иметь:
- глубину цвета 10 бит;
- пиковую яркость от 1000 кд/м2.
Если ваш дисплей не будет обладать этими характеристиками, включать HDR не рекомендуется. Картинка станет очень тусклой и блеклой, а цвета только испортятся.
Для включения HDR можно нажать комбинацию клавиш Win, Alt и B или перейти в параметры Windows и передвинуть ползунок HDR в активное положение.
Поддержка AMD FreeSync и NVIDIA G-SYNC
Картинка, которую создает ваш компьютер, и картинка, которую вы видите на мониторе, на самом деле разные. Это происходит из-за задержки. Сигнал от компьютера подается на дисплей не мгновенно, а спустя пару миллисекунд. Поэтому в реальности вы видите изображение, которое монитор создал не прямо сейчас, а пару миллисекунд назад.
В играх это приводит к разрыву картинки – эффекту, когда в верхней части экрана отображается другой кадр, чем в нижней. Чтобы избежать этого эффекта, графические инженеры придумали технологию вертикальной синхронизации, однако у нее быстро обнаружился серьезный недостаток – повышение задержки (инпутлага).
Тогда инженеры решили научить не игры, а современные мониторы устранять разрывы картинки. Так появились технологии AMD FreeSync и NVIDIA G-SYNC.
Эти технологии просто обязаны быть в геймерском мониторе. Если их нет, то дисплей однозначно нельзя назвать игровым.
Наличие крепления VESA
Подставки для мониторов занимают очень много места. Поэтому многие геймеры покупают специальные кронштейны или вешают экраны прямо на стену. Для этого мониторы должны иметь четыре отверстия на задней стороне, которые называются VESA креплениями. Если вы планируете избавиться от подставок, то они вам нужны.
Как выбрать игровой монитор: итоги
Кратко подведем итоги и перечислим параметры, которым должен обладать игровой монитор:
- Разрешением Full HD, Quad HD или Ultra HD;
- Плотностью пикселей не ниже 80 ppi;
- Соотношением сторон 16:9;
- Частотой обновления от 120 Гц;
- Типом матрицы стандарта VA или IPS;
- Глубиной цвета 8 или 10 бит;
- Цветовым охватом, близкому к 100% sRGB;
- Пиковой яркостью от 300 кд/м2;
- Поддержкой AMD FreeSync или NVIDIA G-SYNC;
- Креплением стандарта VESA.
С игровыми компьютерами HYPERPC вы можете не ограничивать себя в выборе разрешения или частоты обновления монитора, так как наши ПК обеспечивают высокий и стабильный FPS в любых современных играх на ультра-настройках графики.