-
Подобрать компьютерШаг 1 из 3. Цели и пожелания01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. КонтактыМожно выбрать несколько вариантовЦели использованияПожеланияСвой вариант
-
Подобрать компьютерШаг 2 из 3. Сроки и бюджет01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. КонтактыМожно выбрать только один вариантСрокиБюджет
-
Подобрать компьютерШаг 3 из 3. Контакты01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. Контакты* — обязательное поле
- Зачем столько A
- AA-игры
- AAA-игры
- AAAA-игры или AAA+
- III-игры
- Компьютеры HYPERPC
для самых масштабных проектов
Мы готовы помочь Вам
Мы запускаем крупнейший розыгрыш в истории HYPERPC с призовым фондом более 1 000 000 рублей!
УчаствоватьВ промо-кампаниях издатели и разработчики регулярно говорят, что выпускают AAA-проект. Есть студии, которые разрабатывают AAAA-игры. Кажется, что на нас просто кричат со страниц игровых медиа, заставляя купить очередную игру-блокбастер с большим бюджетом на разработку и маркетинг.
Разберемся, как расшифровываются эти буквы и стоит ли ориентироваться на них при выборе игры.
Зачем столько A
Если коротко: чем больше букв A, тем сложнее и дороже игра.
На заре развития компьютерных игр бюджеты обозначали буквами A, B и C. По мере развития технологий и увеличения создание игр становилось всё прибыльнее, задачи студий — всё амбициознее, а значит, инвестиции в разработку и маркетинг тоже росли.
Очень быстро даже бюджетов класса A перестало хватать, так что более дорогие проекты стали обозначать, добавляя новую букву. К примеру, A-игры из 90-х стоили примерно 10—15 миллионов долларов, а у современных Triple-A проектов, как еще называют AAA, вообще нет верхних границ бюджета.
В 2023 году эксперты говорят, что минимальный бюджет современной игры-блокбастера не может быть меньше 100 миллионов, но эта граница ежегодно смещается всё выше и выше.
Павел Саско, который занимался разработкой блокбастеров Ведьмак 3 и Cyberpunk 2077, считает, что игровая индустрия установила планку сложности, соответствие которой обходится слишком дорого: «Я думаю, что мы все просто бежим в чертову стену — и очень скоро разобьемся об неё».
Как расшифровывается AA-games
Как ни странно, категория игр Double-A или AA появилась позже, чем Triple-A. Это название придумали, когда потребовалось отделить средние игры от блокбастеров. Помимо бюджета, игровой «средний класс» уступает топовым проектам в отдельных параметрах — графике, игровом дизайне, сложности и проработанности игрового мира. Часто рейтинги лучших АА-проектов находятся на одном уровне с не самыми успешными AAA-играми.
При этом четких финансовых или технологических критериев нет, рейтинговые системы достаточно субъективны даже в самых популярных и уважаемых изданиях, а проектов, которые сами себя позиционируют как AA-game — единицы. Наиболее признанные представители — The Outer Worlds или Xenoblade Chronicles, но геймеры вряд ли назовут другие примеры современных проектов среднего класса.
Дорогие блокбастеры зарабатывают создателям деньги, привлекая большое количество игроков визуальной красотой, проработанным геймплеем и прочими достоинствами, которые возможны благодаря хорошему финансированию. Инди-игры стоят так мало, что их можно делать на голом энтузиазме или донатах небольшой аудитории.
А вот «средние» проекты оказываются не интересны ни как коммерческий продукт — слишком мало зарабатывают, ни как личное высказывание автора — слишком дорогие. Еще в 2011 году Клифф Блезински, глава Epic Games, сказал: «Средний класс игр — мертв».
Что такое AAA-games
AAA-игры — это высокобюджетные проекты, которые требуют много времени на разработку, много денег, много технических и человеческих ресурсов. Собственно, эти три требования на английском тоже могут стать одной из (шуточных) трактовок AAA: a lot of money, a lot of time, a lot of resources — куча денег, куча времени, куча ресурсов.
Чтобы игра окупилась, ей нужны действительно большие продажи. В результате, маркетинг зачастую становится важнее. Студии, чтобы финансово не провалиться, отказываются от экспериментов, продавая пользователям то, что успешно работало в прошлом.
Тем не менее, именно AAA-игры, если все удачно сложится, чаще становятся открытием для геймеров и позволяют пережить интересный игровой опыт.
Одной из первых игр, которую обозначили как Triple-A, стала Final Fantasy 7 в 1997 году. Она стоила 40 миллионов долларов. GTA 5, современный представитель AAA-класса, обошлась Rockstar уже в 265 миллионов долларов. Средний проект сейчас требует цикл разработки в два-три года, штат сотрудников минимум в сотню человек и бюджет, который начинается с 50 миллионов.
Игры трипл-эй — это всегда объект высоких ожиданий, причем в первую очередь для самих студий, которым нужно отбивать свои вложения. Чтобы это получилось, им нужно привлечь геймеров задолго до того, как проект увидит свет — в результате нам начинают продавать его еще с ранних этапов разработки.
В основном это работает во благо, помогая всем участникам сделки: геймеры получают свой блокбастер и впечатления, студии отбивают вложения, зарабатывают на следующий проект. Но и неудачи становятся намного заметнее — с высоты больнее падать: достаточно вспомнить Fallout 76 или первые месяцы после релиза Cyberpunk 2077.
Что значит AAAA-games или AAA+
Как выделиться, если любой большой бюджет — это трипл-эй, а четких финансовых рамок нет? Нужно подчеркнуть свои исключительность на фоне избранных: стать AAAA-проектом или AAA+.
Обозначение quad-А используют, чтобы показать, что в проект вложено еще больше денег, времени, ресурсов, чем в другие блокбастеры. Именно как AAAA-games характеризовали Electronic Arts — Dead Space 3, а Ubisoft — Beyond Good & Evil 2.
CD Project RED использовали для The Witcher 3 другой вариант — AAA+. У этих игр изменилась модель дистрибуции и поддержки видеоигр. Возможность частичного доступа к игровому контенту, внутриигровые покупки, легкий доступ к дополнениям позволили разработчикам и издателям использовать новые бизнес-модели при продаже.
Компании продают геймерам дополнительный функционал, превращая игру в сервис и удерживая аудиторию годами, время от времени предоставляя новые игровые элементы за дополнительную плату.
Можно сказать, что это Triple-A с более сложной монетизацией. Фактически они обходятся геймеру намного дороже других блокбастеров, но обычно игроки не учитывают цены DLC, наборов скинов, карт, других дополнительных материалов — их интересует только возможность играть как можно дольше и интереснее. Тем не менее, иногда желание компании заработать настолько бросается в глаза, что случаются скандалы, например, с лутбоксами в Star Wars Battlefront II, которые даже попытались признать видом азартных игр.
III-games, что это за класс
Игры класса Triple-I (трипл-и) — это полный аналог категории AAA, только для независимой разработки. Так обозначаются инди-игры, которые по стоимости или другим параметрам, а также по амбициям приближаются к Triple-A.
Эту возможность для инди-разработчиков открыло развитие краудфандинговых систем. Они позволили хорошим проектам собирать внушительные суммы на разработку без лишних ограничений от издателя.
Цифровые магазины с простым доступом и приемлемыми комиссиями позволили независимым разработчикам доставлять свои игры максимальному числу игроков.
Кроме того, произошли изменения и в среде издателей. Появляются дружественные инди-издатели вроде 505 Games и Devolver Digital. Они меняют сложившиеся отношения между разработчиком и издателем, предоставляя свои ресурсы, но не оказывая давления на процесс разработки и мало влияя на конечный результат.
Этот сегмент непрерывно развивается и растет, потому что избавлен от тех рамок и той ответственности, которые ограничивают игры класса AAA. Все чаще встречаются независимые студии, где работают специалисты, ранее создававшие AAA-игры, а теперь реализующие свой опыт в инди.
Один из наиболее ярких примеров Triple-I — Warhammer: The End Times — Vermintide. Эту игру два года разрабатывали 50 человек, и конечный результат вполне можно было продавать на консолях предпоследнего поколения в коробочной версии.
Владельцы всех экосистем — Microsoft, Sony, Valve, Nintendo — проявляют интерес к развитию этого сегмента, а значит, III-проектов будет становиться больше.
Кратко о различиях игр класса AA, AAA, AAAA и III
- AA-games — игровой «средний класс». Бюджеты меньше, чему Triple-A, оценки обычно тоже ниже. Часто такие проекты уступают в одном или нескольких параметрах: графике, геймплее, масштабности сюжета.
- AAA-games— это аналог блокбастеров из мира кино. Они дорого стоят, над ними долго работает огромное количество разработчиков и маркетологов.
- AAAA-games/ AAA+ — либо суперблокбастеры, в которые вложено еще больше денег и ресурсов, либо Triple-A проект, который стал сервисом, постоянно обновляется и предлагает новые платные дополнения.
- III-games — независимые проекты, которые по качеству, бюджетам, амбициям сравнялись с AAA-games. Пока что это не самые распространенный вид, но развитие цифровых платформ дистрибуции, краудфандинговых платформ и независимых издателей расширяет возможности для появления инди-блокбастеров.
Компьютеры HYPERPC для самых масштабных проектов
Наши ПК обеспечивают комфортный гейминг с максимальными настройками графики. Все компьютеры, которые мы собираем, гарантированно демонстрируют стабильно высокую производительность в любой современной игре.