-
Подобрать компьютерШаг 1 из 3. Цели и пожелания01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. КонтактыМожно выбрать несколько вариантовЦели использованияПожеланияСвой вариант
-
Подобрать компьютерШаг 2 из 3. Сроки и бюджет01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. КонтактыМожно выбрать только один вариантСрокиБюджет
-
Подобрать компьютерШаг 3 из 3. Контакты01. Цели и пожелания02. Сроки и бюджет03. Контакты* — обязательное поле
Мы запускаем крупнейший розыгрыш в истории HYPERPC с призовым фондом более 1 000 000 рублей!
УчаствоватьБольшинство геймеров с предубеждением относятся к играм о Гарри Поттере и считают, что все они были средненькими или откровенно плохими — как, впрочем, и игры по другим культовым франшизам.
Hogwarts Legasy частично исправила ситуацию: кое-кто в полном восторге от возможности исследовать прекрасный замок и окрестности, но остальные считают, что игра получилась бездушной и по-прежнему без энтузиазма относятся к проектам по этой лицензии.
В этой статье мы попробуем разобраться, насколько справедливы претензии к старым играм по вселенной Джоан Роулинг и почему они получились такими, какими получились.
Безмятежное детство
Первые игры по мотивам истории о Гарри Поттере разрабатывали как своего рода мерч — товар, который будут покупать на волне популярности фильма. Под все части антологии выделяли маленький бюджет, а сроки разработки ставили очень жесткие, потому что релиз игры должен был произойти одновременно с премьерой фильма.
Философский камень — 2001
Разработка. В 2000 году Electronic Arts подписала контракт на создание компьютерных игр по лицензии. До выхода фильма у разработчиков оставалось меньше года, а бюджет был общий для всех платформ. Работу над ПК-версией поручили студии KnowWonder.
Команда была обязана ориентироваться на визуальные решения и сценарий фильма, но так как Warner Bros не предоставила качественных референсов и не позволила дизайнеру делать фотографии на площадке, игровой Хогвартс собран в основном на основе изображений разных соборов Англии.
За полгода до релиза игру пришлось серьезно переделывать, чтобы выполнить требование EA — сделать так, чтобы все работало даже на очень слабом компьютере. Два десятка человек трудились со страшными переработками, чтобы успеть к сроку.
Из-за спешки пришлось вырезать много контента, небольшая часть из которого вернулась потом в виде модов. Кстати, если знать, как отредактировать ini-файлы, то можно поднять разрешение экрана, улучшить текстуры, освещение и тени.
Игра вышла 16 ноября 2001, через несколько дней после фильма. Менеджеры EA надеялись, что к Рождеству будет продано около 100 тысяч копий, но успех превзошел ожидания: игру купили миллион раз. KnowWonder согласились работать над продолжением.
Сюжет и геймплей. «Гарри Поттер и философский камень» создавалась с расчетом на фанатов книг и фильма, которых не надо вводить в курс дела, поэтому сюжету уделено мало внимания.
Тем не менее, игра позволяет насладиться теми кусочками из книги, которые не вошли в фильм — например, в финале дракона Норберта отдают Чарли Уизли. Еще в ней впервые появляется отталкивающее заклинание «Флиппендо», которое со временем так прижилось, что стало почти каноничным.
Это аркада от третьего лица, в которой игрок учит новые заклинания, стреляет ими в слизней и некоторых других существ, прыгает по платформам и ищет секреты. В целом, для своего времени и для детей, которые были основной целевой аудиторией, это воспринималось неплохо.
Несмотря на некоторую однообразность и глючное управление (особенно когда Гарри на метле), большинство игроков запомнили эту игру как милую и «ламповую». Приятному впечатлению способствует волшебный саундтрек от Джереми Соула, который ничуть не уступает музыке из фильма.
Тайная комната — 2002
Вторая часть вышла через год после первой, 15 ноября 2002-го, в один день с фильмом «Гарри Поттер и тайная комната».
По механике, графике, интерфейсу и персонажам это та же самая игра, но значительно доработанная и улучшенная. Основное изменение — более отзывчивое управление, в том числе во время полетов на метле. Сюжет стал связной историей, пополнился множеством забавных роликов, а Хогвартс превратился в полноценную систему локаций, которые теперь интересно исследовать.
Это легкая для прохождения и все еще неказистая внешне игра, но даже сейчас, через 20 с лишним лет, она справляется с задачей погрузить фанатов в мир, придуманный Роулинг. Саундтрек Джереми Соула тут еще лучше, чем в предыдущей части.
Многие игроки считают, что именно эта игра по Гарри Поттеру получилась самой удачной в этой ранней серии.
Узник Азкабана — 2004
Менеджеры EA ожидали, что популярность франшизы вот-вот угаснет, поэтому бюджет на разработку игры на ПК и других платформах по-прежнему выделили довольно скромный. А вот со сроками в этот раз получилось получше: в распоряжении разработчиков оказалось полтора года на то, чтобы выпустить очередную игру одновременно с выходом фильма.
Графика и механика этой части выгодно отличаются: игра стала красивее, динамичнее и немного сложнее. Теперь Гарри бегает по замку не один, а в сопровождении Гермионы и Рона — в зависимости от сюжетных событий кто-то из троицы становится основным игроком со своими особенностями. Портреты Хогвартса работают как порталы между локациями.
Сюжет «Узника Азкабана» получился спорным — так как в этой части у героев нет какого-то конкретного противника, в конце игры вместо финальной битвы каждый персонаж будет сдавать годовые экзамены. Квиддич остался только в кат-сценах, вместо него появились скучноватые полеты на гиппогрифе.
В целом игра получилась довольно линейной и однообразной, но все же сохранила атмосферу волшебного мира и порадовала многих фанатов.
Локализация
На этом «золотая» трилогия авторства KnowWonder заканчивается. Прежде чем мы перейдем к следующим играм по лицензии, упомянем, что в оригинале рассказчика озвучивали великолепные актеры: в британской версии Стивен Фрай, а в американской — Джим Дэйл.
Переводом и озвучкой на русский язык занималась компания «СофтКлаб», которая привлекла для этого актеров дубляжа, работавших над фильмами. Локализация получилась качественной, но большинство игроков о ней даже не узнали, потому что она вышла с опозданием на несколько лет.
Все играли в пиратки, в которых можно было встретить полный спектр решений — от самых диких ляпов до гениальных находок.
Чемпионат мира по квиддичу — 2003
В этой игре можно только играть в квиддич и ничего больше, зато это не просто погоня за снитчем по заскриптованному сценарию, а полноценный спортивный симулятор EA.
Игроку предлагают попробовать квиддич за нескольких персонажей на разных позициях, выиграть чемпионат Британии, а потом отправиться на мировые соревнования. Они проходят в разных частях света — в Японии, Болгарии, Испании... У каждой команды есть национальные особенности, которые выражаются в дизайне формы и арены и некоторых игровых приемах. Например, игроки сборной Японии применяют элементы восточных единоборств.
Управление с клавиатуры неудобное, но если подключить геймпад, то все прекрасно. У игры неплохой для своего времени визуал и звук, механика несложная, но несколько часов удовольствия она способна обеспечить.
Сложности взросления
В 2005 году Electronic Arts приняла решение просто портировать консольную версию на PC вместо того, чтобы поручать нескольким студиям работу над версиями для разных платформ. Теперь всеми играми по Гарри Поттеру стала заниматься Bright Light, внутренняя студия EA.
Кубок огня — 2005
Когда работа над игрой началась, до выхода фильма оставалось всего лишь 9 месяцев. «Кубок огня» сильно отличается от предыдущих частей, и в основном его ругают.
Игра превратилась в линейный экшн, который заставляет периодически возвращаться к уже пройденным уровням. Камера непослушная, геймплей утомительный, локации пустые, сюжета почти нет, лицевая анимация убогая.
Но есть и хорошее. Персонажи стали похожи на героев из фильма, а в игре появилось больше красивых сюжетных вставок и побочных квестов, что работает на атмосферу. Некоторые заклинания нужно творить всем вместе и, кстати, это можно делать в кооперативном режиме с друзьями. Система заклинаний стала более продуманной и интересной.
У многих игроков осталось приятное впечатление от двух эпизодов: во-первых, полетов на метле во время Турнира трех волшебников, а во-вторых — от не слишком выразительной, но все же динамичной финальной битвы с Волдемортом.
Хогвартс стал большим, детально проработанным и открытым для исследований вдоль и поперек. Некоторые интерьеры перекочевали в игру из фильмов, другие визуализируют написанное в книгах, третьи — воплотили фантазии разработчиков.
С одной стороны, это огромной плюс, потому что игроки впервые смогли побродить по легендарному замку, а с другой — ощутимый минус, потому что локации почти пустые, а перемещение из одного места в другое теперь может занимать уйму времени, в которое не происходит ничего интересного.
Орден Феникса — 2007
На разработку новой части игры про Гарри Поттера наконец-то выделили хороший бюджет и даже пригласили Джоан Роулинг на роль консультанта. Она помогла сделать неканоничный контент вроде мини-игры «плюй-камни» органичной частью волшебного мира. Большинство персонажей говорят голосами актеров фильма.
В «Ордене Феникса» больше нет уровней — теперь это красочный квест с большим проработанным открытым миром и более или менее удобными перемещениями при помощи живых портретов или подсказок на карте Мародеров. Хогвартс и окрестности наполнены жизнью, побочными заданиями и отличными диалогами.
Волшебных ящериц, слизней и остальных странных созданий убрали, да и вообще на всю игру осталось меньше десятка боевых столкновений. Геймплей «Феникса» в большей степени напоминает современные «песочницы», а персонаж в основном занят хозяйственными хлопотами — зажигает факелы, выбивает пыль, чинит и расставляет мебель.
В некоторых главах предлагается играть за Сириуса Блэка или Альбуса Дамблдора. Помимо Хогвартса, игрок побывает в доме Блэков и в Министерстве магии.
Чтобы плохое управление в ПК-версии не портило удовольствие от игры, в нее стоит играть с геймпадом. В целом игра оставляет впечатление интересной, но брошенной на середине заготовки. Есть ощущение, что разработчики потратили все время на открытый мир и побочный контент, а основные механики так и не доделали.
Особенно это заметно в последней главе, во время финального сражения, которое реализовано слишком примитивно — просто долби себе по кнопке, да смотри катсцены. А вот саунд-дизайн в процессе сражений просто прекрасный, и в целом музыка (записанная с помощью живого оркестра!) снова радует, как и во всех играх на ПК в этой серии.
Принц-полукровка — 2009
В этой части разработчики снова провели работу над ошибками: убрали то, что не работало и улучшили то, у чего был хороший, но нераскрытый в предыдущей игре потенциал. На это у них было целых два года и готовая основа из предыдущих наработок.
Игра стала более цельной и динамичной. Теперь у нее последовательный сюжет, который проводит нас по всем ключевым событиям таким образом, чтобы повествование не провисало. Основная линия больше не создает ощущения, что это только наметки, которые еще нужно додумывать и доделывать, как это было в предыдущей части, а побочные квесты стали более атмосферными и разнообразными.
Некоторые сцены обыгрывают события из фильма с неожиданной точки зрения: например, когда Рон оказывается под любовными чарами, он на время становится основным персонажем.
Здесь самый детально проработанный и интересный Хогвартс из всех игр по лицензии, если, конечно, не брать в расчет Hogwarts Legacy. В нем больше не страшно заблудиться, потому что в любой момент можно вызвать Почти Безголового Ника, который проводит до места, травя байки и обсуждая происходящее. Появилось несколько новых локаций, уроки зельеварения, в замке действуют дуэльные клубы с довольно зрелищными поединками, а еще вернулся квиддич. Музыка по-прежнему прекрасна.
Главный минус игры — неестественная анимация движения и лиц персонажей, странные пропорции, угловатые декорации. Второй недостаток — короткая компания. Без дополнительного контента прохождение занимает примерно 4 часа, а вместе с ним получится около 8. Неидеальны и механики мини-игр, которые довольно быстро надоедают.
Несмотря на внушительный список претензий, это вполне приличная и почти современная игра, атмосфера которой способна на некоторое время увлечь даже тех, кто не очень знаком с книгами и фильмами по произведению Роулинг. Поклонникам тем более не стоит полностью списывать ее со счетов.
Дары смерти — 2010 и 2011
Эту игру, как и фильм, поделили на две части. Сюжет подразумевает, что детство и даже отрочество героев закончилось. Теперь они стали теми самыми взрослыми, которые должны взять на себя полную ответственность за спасение мира от окрепшего и заполонившего мир зла.
Для игры был создан другой движок, выбран новый жанр — шутер от третьего лица с укрытиями, присвоен рейтинг 13+, а место действия перенесено из Хогвартса в мрачные, депрессивные и безликие локации...
Первая часть. Игра 2010 года получились настолько однообразной, унылой и затянутой, что заслуженно стала считаться худшей среди всех игр по франшизе.
Большая часть геймплея состоит из истребления бесконечных приспешников Волдеморта, причем игроку приходится зачищать одни и те же локации по 2—3 раза. Прятаться за укрытиями не обязательно: противники такие примитивные, что смысла в этом почти нет.
Единственное, за что игру стоит похвалить — это лицевая анимация, которая основана на технологии FACS и воссоздает мимику актеров.
Сюжет в точности повторяет события фильма, но добавляет несколько важных деталей, которые касаются отношений героев. Геймплей по-прежнему по большей части состоит из уничтожения полчищ врагов, но теперь это делать интереснее, потому что приспешники Темного Лорда поумнели, а локации — подземелья банка, Тайная комната, окрестности замка — хорошо смотрятся. Получилось передать и эмоциональный накал битвы за Хогвартс, которую игрок увидит глазами разных персонажей, иногда весьма неожиданных.
В целом эта часть получилась лучше, но она больше похожа на трейлер или демку, чем на отдельную игру: все прохождение занимает около двух часов. После титров игрока ждет ролик, в котором собраны сцены из всех игр серии, выпущенных Electronic Arts — начиная с «Философского камня» 2001 года и заканчивая «Дарами смерти».
LEGO Harry Potter — 2010 и 2011
Прежде чем говорить о лучших лего-играх, упомянем посредственные: одновременно с первыми двумя фильмами в серии LEGO Creator вышли игры с такими же названиями — «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната».
Это конструкторы-песочницы почти без сюжета, в которых дети, которые любят Гарри Поттера и обладают хорошим воображением, могут придумывать свои собственные истории. В эпоху Майнкрафта это выглядит очень примитивно, поэтому вряд ли современные дети захотят играть в такие игры.
Дальше стало интереснее. LEGO Harry Potter от студии Traveller’s Tales существует в двух частях — «Years 1—4» и «Years 5—7». На наш взгляд, здесь есть все, что нужно: пародийные шутки, простой, но очаровательный геймплей, «ламповая» атмосфера, любимые саундтреки, возможность играть с детьми и друзьями, компания, которая воспроизводит события первоисточника и длится около 20 часов, плюс дополнительный контент: секреты, скрытые уровни, новые костюмы, квиддич, дуэли…
Студию упрекают за то, что она, как на конвейере, делает игры по разным франшизам, никак не переосмысляя и не меняя свой подход. С одной стороны, с этим трудно поспорить, с другой — у нее все же получаются добротные платформеры, в которые неизменно весело и приятно играть, особенно всей семьей. Игры про Гарри Поттера не стали исключением.
Бонус: фанатские игры разных лет
За годы, которые прошли с момента выхода первой книги, талантливые поклонники создали много проектов разной степени амбициозности: это и короткие текстовые квесты на любителей, и пошлые, но местами очень остроумные хентайные игры, и проекты с открытым миром на движке Minecraft.
На наш взгляд, самые крутые — игры на основе Minecraft, как «Чародейство и волшебство». Они потрясают глубиной проработки и масштабами локаций: Косого переулка, домов персонажей, Хогвартса, Хогсмида, Министерства Магии и многих-многих других мест, таких родных после книг и фильмов.
К этому всему энтузиасты смогли добавить сюжетную составляющую, простые, но оригинальные квесты и головоломки, приятный саундтрек — все, что нужно для того, чтобы погрузить в атмосферу любимой истории.
Hogwarts Legacy — 2023
Про эту игру у нас есть отдельный обзор, поэтому в рамках этой статьи останавливаться на ней не будем. Скажем только, что несмотря на все разногласия по поводу новинки про Гарри Поттера, бесспорно одно: она потрясающе красивая и имеет все шансы стать отличной основой для по-настоящему достойных игр по лицензии.
Компьютер для Hogwarts Legacy от HYPERPC
Ждём и надеемся на новые достойные игры по Гарри Поттеру вместе с вами, а пока — делаем компьютеры, которые позволят по достоинству насладиться современными проектами.